Клубы и dusha
Будучи представителем первого послевоенного поколения немцев, я рос с комплексом вины за Вторую мировую войну. И, впервые приехав в СССР в 1980 году, с радостью подчинился требованию властей фиксировать лишь позитивные стороны советской действительности. Потом пришли перестройка и glasnost Горбачева, обнажив проблемы страны. Я же выработал новый, более сложный взгляд на все.
С тех пор я много раз возвращался в Россию и постоянно сталкивался с переменами. Сегодня это уже не та страна, что в 2001-м, а тогда она была другой, нежели в 1990-м. Все меняется, и я бесконечно счастлив, что могу это наблюдать.
Москва для меня — самый непредсказуемый город мира. Она гораздо интереснее, например, старомодного Нью-Йорка, где все давно уже устоялось. Русские мне немного напоминают энергичных тинейджеров. Долгие годы им говорили, что можно делать, а что нельзя, как детям. А сегодня они вдруг получили свободу и сами удивились безграничности собственных возможностей.
«В конечном счете я приезжаю в Россию ради того особенного, что называется dusha».
У нового поколения россиян нет чувства подавленности и страха, знакомого их соотечественникам старшего поколения. В крупных городах молодежь ходит в модные магазины, постоянно болтает по сотовому телефону, ночи напролет танцует в клубах. Молодые люди здесь ведут себя и одеваются так же, как их сверстники на Западе. Перед Россией открылись большие возможности, и в то же время все активнее захватывает позиции то, что понимают под глобализацией и бездушным капитализмом. Но не ради этого я возвращаюсь в Россию, несмотря на ее морозы и гостиницы без отопления. В конечном счете я приезжаю сюда ради того особенного, что называется dusha.
Душа — это загадочный внутренний мир русских, полный сострадания и страдания. Это вера в непостижимое и мистическое. Это разговоры по душам до утра. Размышления о смысле жизни на нетрезвую голову. Это равнодушие к материальной обеспеченности и быту. Это постоянная готовность к прощению, сочувствию и состраданию. Все это для меня и есть «русская душа».