Интервью с финалистами нашего фотоконкурса: часть четвертая
Вадим Трунов, победитель в номинации «МАКРОСЪЕМКА», автор работы «Спускаясь вниз»
Идея кадра у меня возникла давно. Снимок «Спускаясь вниз» сделан в Воронежской области: маленькая улитка медленно сползает с гриба вниз на мох. Этим летом я очень много наблюдал за улитками: как они двигаются, как реагируют на окружающую среду, пытался снимать их.
Улитка показалась мне очень интересной и фотогеничной «моделью» для фотографии. Ее легко фотографировать из-за медлительности. Главное — снять тот момент, когда она активна, то есть выползает из своей раковины.
Улиток можно часто встретить в дождливую, сырую погоду или утром, когда выпадает роса. Они забираются на стебли растений, травинки, листья и начинают их поедать. Улитки также могут заползать и на грибы в поисках пищи. Вот я и решил заснять именно этот момент.
Грибы на фотографии выглядят очень красивыми и таинственными, поэтому, на мой взгляд, вместе с улитками они должны смотреться еще интересней. Воплотить мою задумку мне наконец-то удалось, когда я отправился рано утром в лес. Я долго пытался, и она стала спускаться с гриба вниз, повиснув на его шляпке. Этот самый момент мне показался самым интересным из всей серии снимков.
Я старался взять такой ракурс, чтобы улитка и гриб выглядели лаконично. Также мне пришлось раскрыть диафрагму на объективе, чтобы задний фон стал размытым, а главные персонажи оставались в фокусе.
Снимать пришлось лежа, так, чтобы камера была на одном уровне с объектами съемки, то есть с улиткой и грибом. Штативом я не пользовался, выдержка позволяла снять с рук четко.
Для того чтобы объекты съемки были достаточно крупными в кадре (вживую улитка не более 2 см в длину), мне пришлось использовать макрообъектив (модель Canon EF 100 mm f 2.8 macro).
Леонид Федянцев, призер в номинации «МАКРОСЪЕМКА», автор работы «Цветение Шалфея»
Пара махаонов (лат. Рapilio machaon) второго поколения — самец (спереди) и самка отдыхают на шалфее мускатном. Эти бабочки летают в июле-августе и, как правило, крупнее первой генерации, которая летает в мае. Снимок сделан ранним утром 15 июля 2012 года в Борском районе Нижегородской области.
Самое основное для меня как для фотографа — донести детали, поделиться увиденной природной красотой и не нарушить гармонию своими техническими ошибками при съемке. Для этого нужно изучать предмет съемки, знать особенности, модели поведения насекомых, биотопы, кормовую базу и многое другое, относящееся к процедуре фотосессии. Многие фотографы разрабатывают для себя регламенты и алгоритмы фотосессии на основе постоянного обучения, накопленного опыта и, конечно же, профессиональных секретов и технических приемов.
Это одна из серии фоторабот с махаонами, бабочками-парусниками средней полосы России, к которым также относятся Поликсена, Подалирий, Аполлон, Мнемозина. Как мы можем заметить, парусников нарекли именами героев греческой мифологии.
Снимать махаонов и других парусников — очень приятная работа во всех отношениях. Эти бабочки имеют довольно «покладистый характер». Во время фотосессии и в целом нужно следовать правилу — не наносить вреда своим фотомоделям, то есть не брать их руками и предоставлять свободу передвижения: они вольны улететь, когда им это нужно.
На снимке нехарактерное почти парное расположение самца (спереди) и самки (сзади). Обычно бабочки так не присаживаются на одно растение. Нередко можно наблюдать сценки борьбы бабочек одного или двух видов за цветок — силен «дух конкуренции», а иногда ярко выраженная территориальная модель поведения, когда самец, облюбовавший часть поляны, прогоняет других, пролетающих через его участок и активно охраняет его. Так ведут себя бабочки углокрыльцы и другие виды.
То, что меня привлекло при съемке сюжетов с шалфеем — это гармония махаона и цветка, имеющего соцветие в форме бабочки и цветовой гаммы. В уходящем 2012 году уродилось необычно большое количество махаонов в центральном регионе России, эти красивые большие бабочки летали буквально повсюду — на лужайках, лесных полянах, парках, аллеях и на городских улицах. Я бы сказал, что 2012-й год можно назвать Годом Махаона в России.
Я сотрудничаю с природоохранными организациями и, прежде всего, с ФГБУ «Государственный заповедник «Керженский». Сейчас мы реализуем совместный проект — комплекты открыток «Насекомые нижегородского Заволжья». Уже издана (нижегородское издательство «Литера») первая серия — комплект из 40 фотографий с сопроводительным текстом. Цель — познакомить читателя с видовым многообразием насекомых и заинтересовать обитателями микромира.
Сергей Таланов, призер в номинации «МАКРОСЪЕМКА», автор работы «Отелло и Дездемона»
Снимок был сделан на юго-западе Кировской области, в Яранском районе. На фотографии изображены ночные бабочки «Медведица крапчатая белая, мятная» (белая бабочка) и Phragmatobia luctifera (Denis & Schiffermuller, 1775) (чёрная бабочка).
Я уже второй год занимаюсь фотографированием ночных бабочек для создания каталога-определителя на своём сайте http://talanov.kirov.ru/?p=1368.
Ночных бабочек привлекаю ночью светом энергосберегающей холодной лампы, чтобы не причинить им вреда. Начинаю ловить на свет в апреле, когда еще у нас лежит снег, и заканчиваю в начале ноября, когда уже лежит снег.
Бабочки прилетают и садятся в круге света от лампы на различные присады — растения, цветы, сухие кусты. Утром очень осторожно их фотографирую в тех положениях, в которых они сели ночью. Делать нужно это очень осторожно, так как при малейшем беспокойстве бабочка слетает с присады и забивается в ближайшую тёмную щель до ночи.
Есть еще одна опасность такой фотоохоты — птицы. Они могут налететь стаей и съесть всех не успевших спрятаться бабочек. От птиц нас спасают две кошки.
«Отелло и Дездемона» сидели в паре на одном сучке сухого куста, в том же положении, что и на фото.
На самом деле стоит отметить, что ночные бабочки весьма разнообразны и привлекательны, ведь многие их вообще никогда не видели и не представляют, как богата ночная жизнь насекомых.
Валерия Зверева, призер в номинации «МАКРОСЪЕМКА», автор работы «Среди миров»
Оба моих снимка («Среди миров» с комаром на веточке хвоща и «Китайские мотивы») были сделаны летом 2010 года, когда стояла невыносимая жара, горели леса и все было в дыму от пожаров. Собственно, идей особых не было. Кроме одной: найти хоть что-нибудь живое среди высохшей растительности.
Я уехала на неделю в деревню, в Рязанскую область, и вела соответствующий погоде образ жизни. Поднималась с рассветом, часа в четыре, а дальше отправлялась в луга, в лес или в затон Оки, где была роса. Бродила по пояс в воде (вызывая недоумение у рыбаков) среди хвощей, где среди капель росы спали комары и стрекозы, отдыхая от дневного зноя.
Поскольку фотоаппарат был в руках, никакого упора не было, а дно — илистое с осокой, поэтому приходилось делать много дублей, чтобы получить несмазанное изображение (это про снимок комара).
Валерия Зверева, призер в номинации «ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ», автор работы «Китайские мотивы»
Паучки были сняты ранним утром в пойме Оки, в небольшом понижении, которое в другие годы обычно заболочено. Снимала в контровом свете восходящего солнца, на просвет. В 10 часов возвращалась домой и часов до восьми вечера на улицу не выходила — +38 градусов, все раскаленное — сидя под вентилятором в мокром полотенце.
На фоне в целом провального летнего «макросезона» эти кадры были самыми удачными.
Читайте также интервью с победителем конкурса и призерами в номинации «ПЕЙЗАЖ», «МЛЕКОПИТАЮЩИЕ» и «ПТИЦЫ». В ближайшее время будут опубликованы интервью с другими победителями и призерами конкурса.